Тихая жизнь Вёски

Веска – одно из многих малых нынче селений, затерянных среди лесов и полей Борисоглебского района. По ходу автодороги Борисоглеб – Неверково есть указатель поворота «Веска 6 км», свидетельствующий о ее местонахождении. Еще есть более короткий путь – пеший, по мостику через реку Могзу

1093_97901

Название Веска несколько непривычно для русского слуха. Корни его, как считают, в белорусском и польском языках, а появление на картах нашего края связывают с польско-литовским нашествием XVII века («Веска» – лагерь, становище). Чем еще знаменита ныне Веска, где постоянных жилых домов около десятка, а остальные оживают лишь летом? Пожалуй, своим храмом, заметным издалека, с соседних холмов.

Новая и новейшая история храма на Веске мало отличается от других сельских храмов. В конце 30-х годов закрыт, разграблен. О том, как снимались колокола, могли бы рассказать старожилы деревень, в те годы ходившие детьми в Вескинскую начальную школу. В колхозно-совхозное время каменное строение использовалось как склад зерна. До сих пор в храме остатки этого зерна на земляном полу, а первоначальный каменный пол давно снят.

В перестроечные годы возникла идея восстановления Вескинского храма. Ей суждено было кануть в небытие, как и многим надеждам на благие перемены в духовной жизни последнего десятилетия ХХ века. В стране наступили тяжелые времена. Как бы выжить и прокормиться – не до развалин. А разрушение храма продолжалось. Особенно заметным стало оно после пожара, случившегося на Веске в середине 1990-х годов. Горел дом на противоположной стороне улицы, рядом с храмом. Люди молились, чтобы ветер не переменился. Церковные стены приняли на себя огненный вал. Как рассказывали, кирпич раскалился настолько, что в ночной тьме церковь светилась красноватым светом, как свеча. От жара обгорели и обрушились деревянные конструкции колокольни – лестницы, перекрытия. Подниматься на нее теперь стало невозможно. Из пяти глав храма осталось только две – три обрушились. Из пяти деревень бывшего прихода храма на Веске осталось тоже две.

Книга «Село Веска», написанная в 1901 году В.И. Ивановским к 100-летию храма, так рассказывает об этом месте: «…Веска – небольшое село в 40 домов при 84 ревизских душах…». Помимо памяти исторических событий, места эти овеяны духом религиозности. Рассказывается о монахах и пустынниках, живших здесь, о чудесном явлении иконы Владимирской Божией Матери неподалеку. Опальным Ростовским митрополитом Гавриилом выстроена была деревянная церковь во имя Николая Чудотворца вблизи нынешней Вески.

В XVI веке место это было известно существовавшей неподалеку Спасской-на-Могзе пустынью, «неизвестно кем и когда основанной». Во времена В.И. Ивановского, 100 лет назад, она пребывала в развалинах, но их еще можно было отыскать, несмотря на зарастание лесом. Вот описание этого места, «воссоздающее картину бывшего»: «По склону к реке – могучий еловый лес. Прилепившись к нему, между ним и речкою расположилась маленькая уютная пустынь. Тихо кругом. Не шумит колесо мельницы. Еще нет и моста через Могзу. Просторные свежие луга за ней. А вдали на восток замыкают горизонт на высокой голой горе деревня Гаврино, ближе сюда – Мусорово. Простая тихая жизнь…». Нет ныне ни Спасской пустыни, ни мельницы, нет деревень Гаврино и Мусорово, а на другом берегу Могзы разместился нижний склад Юркинского леспромхоза. Исчезают и появляются творения рук человеческих, но неизменной остается, быть может, тишина этих мест…

Новый каменный храм Святителя Николая Чудотворца был выстроен в связи с ветхим состоянием прежней деревянной церкви. На месте нее и бывшего погоста Никольского-на-Могзе в XIX веке купцами Набилковыми была выстроена богадельня для лиц духовного звания с каменным храмом Святой Троицы. В ХХ веке она была разрушена до фундамента. Строительству нового храма Святителя Николая предшествовал спор. За то, чтобы строить на Веске, но на другом месте, ходатайствовал граф Николай Петрович Шереметев, за то, чтобы быть храму в Юркине, на другом берегу реки, при большой дороге, поступило прошение юр- кинского помещика Михаила Куприянова. После нескольких лет переписки Ростовская духовная консистория приняла решение – строить на Веске.

И вновь возникает вопрос: надо ли восстанавливать храм на Веске и подобные ему? Как относиться нам к этим полуразрушенным монументальным свидетелям ушедших эпох? Читая книгу Ивановского, проникаешься чувством времени. Наблюдаемая путем сравнения прошлого и настоящего храма картина глубоко символична, даже если эта картина его разрушает. Она показывает изменившееся за столетие отношение людей к религии, к вере, изменившееся мироощущение человека. Внутри Вескинский храм пуст, на его стенах еще осталась роспись. Можем ли мы, современные люди, отстроив храм, вернуть себя к тому состоянию гармонии, к тому восприятию природы, мира, которое было свойственно людям, строившим и входившим в этот храм? Сначала материальное, потом духовное содержание? Или духовное сначала?

И все-таки восстановление храма на Веске поддержали бы очень многие люди. Несомненно, среди них большая и дружная семья Олонцевых, известность которых вышла далеко за пределы местной округи. На вескинском погосте похоронены родные многих жителей Вески, Юркина, окрестных деревень, местных уроженцев, живущих ныне в городах, и тех, кто, приехав в свое время в этот край, за 30-50 лет стал в нем местным. Здесь дедовские могилы, сюда приходят помянуть усопших. Хоронят на Веске до сих пор.

Вескинский храм – не просто история и памятник архитектуры, но и память прошлого для тех, кто жил здесь, кто проходил и проезжал мимо Вески и видел храм с дороги. Этот храм – неотъемлемая часть окрестного пейзажа и частица памяти, и если его не станет, мы потеряем нечто большее.

Материал подготовил Роман Чувикин

«Борисоглебские вести» № 46-47 (148-149) 29 июня 2012 года